- СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
- виды доходов, закрепленные за соответствующими бюджетами полностью или частично (в процентных долях или по разделенным налоговым ставкам) на постоянной (долговременной без указания срока) основе. Проблема С.д.б. особенно актуальна для России в связи с преобладанием в большинстве территориальных бюджетов средств межбюджетного регулирования, состоящих из отчислений от регулирующих доходов и прямых перечислений из бюджета вышестоящего тер. уровня в разных формах в качестве финанс. помощи и компенсаций бюджетам др. уровней. Чтобы принцип самостоятельности территор. бюджетов не был декларативным, ставится задача повысить уровень собств. доходов, в т.ч. путем более рацион. разграничения налогов и др. платежей между уровнями бюджетной системы с поэтапным замещением регулирующих налогов С.д.б. Попытка сделать это в отношении местных бюджетов была предпринята в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997). В частн., согласно этому Закону к собств. доходам местных бюджетов были отнесены определ. доли федер. регулирующих налогов. Уровень их (не менее указанного предела) устанавливался по каждому из налогов в целом (в среднем) для местных бюджетов. Право устанавливать конкретные доли, закрепляемые за соотв. местными бюджетами на постоянной основе, было предоставлено законодат. органам гос. власти субъектов РФ. Эти положения пересматриваются в процессе реформирования налогового и бюджетного законодательства. Согласно Закону РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (1991) в состав С.д.б. включались и отчисления от регулирующих доходов. Однако эти отчисления поступают в территор. бюджеты по временным нормативам, ежегодно устанавливаемым законом о бюджете вышестоящего тер. уровня, а не путем закрепления определ. доли этих налогов на постоянной основе. В Бюджетном кодексе РФ С.д.б. (ранее их называли, как и в условиях быв. СССР, закрепленными доходами) определены как виды доходов, закрепл. законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответств. бюджетами. В их состав входят налоговые и неналоговые доходы. Отмечено, что финанс. помощь не является собств. доходами соответств. бюджета. В мировой практике наиболее распространен метод разграничения доходов между бюджетами разных уровней исходя из фискальных полномочий соответств. органов власти. В соответствии с этими полномочиями федер. налоги и сборы поступают в федер. бюджет, региональные – в регион. бюджеты, местные – в местные бюджеты. В России также рассматриваются предложения о переходе на принцип «один налог – один бюджет» и исключении деления доходов на собственные и регулирующие. В то же время, напр., в Германии, Австрии, Канаде, наряду с раздельными налогами, поступающими только в тот или иной уровень бюджетной системы, применяются и совместные налоги, распределяемые между бюджетами разных уровней (в Канаде – все на постоянной, а в Германии и Австрии – одни на постоянной, а др. на временной основе). Федеральный центр обычно устанавливает и контролирует налоги, в наибольшей степени связанные с макроэкономич. политикой: налоги с доходов корпораций, НДС, налог на природные ресурсы, таможенные пошлины, налог на экспорт товаров и услуг. Такие налоги, как налог на личные доходы, разл. виды акцизов, перечисляются в бюджеты разных уровней. За регион. и местными бюджетами в большинстве случаев закрепляются: налоги с розничного оборота (налог с продаж), налог на собственность, налог на автотранспортные средства и др. Имеются и иные подходы. Так, в США штаты и в Швейцарии кантоны получили право взимать налоги с доходов корпораций и индивидуальный подоходный налог, налоги за пользование природными ресурами. В Австралии провинциям не дано право вводить и взимать налог с продаж и др. косвенные налоги. В Канаде властям провинций разрешено взимать в свои бюджеты дополнит. надбавку к общему подоходному налогу.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.